Искусство слова на порядок отличается от других видов искусства. Оно имеет практически неограниченные пространственные и временные возможности. Слово возникает непосредственно из идеи, из чистой возможности (a priori), из сущности, находящейся вне реальности.
Свет преображается в энергию, энергия – в ритм, ритм обретает звуковую или письменную форму. «Слово- это метод в вещи, это мыслимая предметность». ( А. Лосев).
Поэтому война, охватившая искусство, в литературе имеет особую значимость и силу. Не случайно во времена всех революций, во все кризисные моменты человеческой истории те, кто стремится смутить умы и утвердить распад, провозглашают свободу слова. Они никогда не говорят правды о том, что подлинная свобода обязательно сочетается с разумом и ответственностью. Свобода преподносится, как неограниченное своеволие, возвышение себя над всем.
В такие дни таков закон:
Со мной, товарищ, рядом
Родную мать встречай штыком,
Глуши её прикладом. («Песня» М. Светлов)
Создаваемая реальность в «такие окаянные дни» подразумевает воистину чудовищный отказ от заповедей. Людей отрывают не только от их личной сути, но и от природы вообще.
«Человек может быть только либо ниже животного, либо выше его» (Биадар).
Третьего не дано. Любой человек несёт в себе первообраз истины. Но выбор между свободой - жить, как вздумается, и любовью к Богу (не абсолюту, а Живому Творцу)- этот выбор каждый должен сделать сам. Ради этого, по сути, мы и появляемся на свет. Трудно найти писателя, который бы никогда не писал об этом выборе.
Веленью Божьему, о муза, будь послушна. (А. Пушкин)
Я не верю Божьей
Многомудрой лжи-
Никогда мне больше
Не придется жить. (А. Столяров)
Мережковский полагал, что «главная сила дьявола- умение казаться не тем, что он есть… а есть он вечная пошлость, вечная плоскость, начатое и неоконченное, которое выдаёт себя за безначальное и бесконечное».
Борис Рутман вспоминает о вечере на даче академика Берга (1982 год), когда идейная война в искусстве вылилась в настоящую драку между писателями. На вечер пришли Ерофеев, Пригов и Сорокин (группа «ЁПС»). В. Ерофеев пообещал, что они будут «выпаривать души путём языковых манипуляций»! Вл. Сорокин прочитал рассказ «Санькина любовь», где деревенский парень возвращается домой, выкапывает из могилы недавно похороненную невесту и совокупляется с ней. Возмущению слушателей не было предела…
Но прошло время, всех потихоньку отучают возмущаться. «Дети Розенталя» того же Сорокина проникли на сцену Большого театра в Москве.
Мракобесие.- Смерч.- Содом.
Берегите Гнездо и Дом. (М. Цветаева).
Теоретики распада утверждают, что круговороту превращений чужды вопросы и сомнения. «Мысль человеческая - рассуждает С. Переслегин,- ограниченна во времени и пространстве. Вопрос: «Зачем Господу понадобилось творить нас?»- ответа не имеет. Его никто и никогда не услышит». Поэтому всё равно, как жить, за кем следовать. Раз в итоге в хаос, одиночество, бессмыслица, распад- то, здесь всё позволено. Нужно успеть насладиться пока есть время. Идеология распада потакает низменным инстинктам, чтобы внушить людям, будто это единственно возможная реальность.
Наступает бессонное
Омрачение мозга. (А. Столяров).
Люди превращаются в мутантов, народ становится поголовьем, скотоподобных существ.
Нету лиц у них и нет имён,-
Песен нету! (М. Цветаева).
Служители распада изощрённо:
Разводят опиум чернил,
Слюною бешеной собаки. (А. Пушкин)
Но при всей их изобретательности они не могут, и не смогут никогда навязать природе своё беззаконие. Человек непобедим только в истине, которая выражена общим вселенским ритмом. Отвергая истину, человек отчаивается сам в себе, осознавая свою незащищённость и одиночество. Подобное творчество крайне противоречиво. Гордое восклицание Сологуба:
Я воскресенья не хочу,
И мне совсем не надо рая,-
Не опечалюсь, умирая,
И никуда я не взлечу.
Опровергается им же самим, строками, которые бы сделали честь суровому ортодоксу:
Посягнуть на правду Божью-
То же, что распять Христа.
Заградить земною ложью
Непорочные уста.
Двойственность, потеря духовной ориентации тем сильнее мучает, чем активней сопротивление единому гармоничному ритму.
Язык- это организм, в котором слова неуловимы, многосмысленны, каждый раз приобретают новые оттенки содержания. Завоевать и использовать языковой материал возможно только, имея идею, стремясь к идеалу. Реализовать себя в искусстве можно только, испытывая радость от сопричастности к высшему, входя в состояние открытости, близкой к самопожертвованию. Эгоцентризм, жажда приобретения бесплодны, потому что лишены творческой энергии. Чтобы оправдать себя искусство распада, использует привлекательные термины: современность, новое направление, прогресс. Оно без устали твердит, что настали «такие дни», когда нужно безропотно вставать в единой строй с выродками рода человеческого. Так вступает в действие «тайна вырождения», когда низшее отказывается от высшего.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Григорьева Лада,
С-Петербург Россия
Мне 37 лет.
Живу в С-Петербурге.
По образованию филолог.
Люблю деревню, землю.
Люблю ощаться с детьми. e-mail автора:ludabashko@gmail.com
Прочитано 11885 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Знаменье - Роман Бердов Сия история основана на реальных событиях (взрыв доменной печи № 4, ОАО “СеверСталь”, а тогда ещё “ЧрМК”город Череповец, Вологодской волости). Но по счастливому стечению обстоятельств (вот уж действительно есть БОГ на свете), народу пострадало очень не много. А дело была так. В то время (где-то начало семидесятых (пардон, меня тогда ещё и в проекте не было)), в бригаде горновых (рабочие литейного двора, которые производят разливку готового чугуна из доменной печи в ковши (такие гигантские огнеупорные чаши на железнодорожных платформах)), существовала традиция, каждый день кто-то один назначался дежурным по чаю (заваривалось десятилитровое ведро на всю бригаду). В тот злосчастный день, а точнее, ночь, так как дело происходило в ночную смену, дежурным по чаю был назначен один законченный алкоголик, которого трезвым, наверное, ни кто и не видел ни когда. Так вот, закончив все приготовления на рудном дворе перед разливкой чугуна (чистка и углубление каналов для стока расплавленного чугуна, температура кипения которого примерно 1700 градусов по Цельсию (точнее не помню)), бригада вернулась в бытовку и обнаружила, что чая нет, да и сам дежурный по чаю куда-то исчез. Где этот проклятый м…м…м…мудрец? Почти хором гневно завопила вся бригада и все не сговариваясь пошли разыскивать дежурного по чаю. В бытовке остались лишь двое… Один решил вздремнуть после бурных выходных на даче, а у другого просто не было настроения кого-то искать. Да ещё крановщица в тот момент работала на кране, убирая с рудного двора лишний скраб. В этот момент произошёл взрыв…. Бытовку смыло чугуном первой, так как она располагалась довольно близко к доменной печи, а крановщица ещё долго металась по кабинке крана, как живой факел, но спасти её было уже невозможно… А что касается всех остальных, так они ещё долго благодарили того алкоголика, который своим разгильдяйством, получается, спас им жизнь… (примечание, одна плавка доменной печи составляет примерно 1780 тонн чугуна ). Случай с явлением Мадонны так же реален.